Трибуна

Алматы
C
» » Дастан КАДЫРЖАНОВ: Цель властей – потеря независимости

Дастан КАДЫРЖАНОВ: Цель властей – потеря независимости

Дастан КАДЫРЖАНОВ: Цель властей – потеря независимости

Сегодня «Трибуна» публикует первую часть беседы с известным политологом и одним из самых глубоких аналитиков современного Казахстана, казахским Ноамом Хомским – Дастаном КАДЫРЖАНОВЫМ.


Дастан КАДЫРЖАНОВ:
Цель властей – потеря независимости



- Дастан, в стране происходят очень много значимых политических событий. Сегодня хотелось бы поговорить с Вами с интеллектуально содержательным аналитиком и поднять глубинные и экзистенциональные вопросы. Есть ли и остался ли он у нас – шанс – сохранить государственность? Будет ли существовать Казахстан как современное государство в ближайшие 50-100 лет? Не пора ли нам утверждать, глядя на творящееся как в стране, так и вокруг нее «Казахстан погибнет!» как это делал герой романа Говарда Фаста «Торквемада»: «Испания погибнет»? С чего начать и что нужно менять политическому руководству Казахстана и обществу?

- Спасибо за то, что определяете меня в качестве "глубокого мыслителя", но, я думаю, сегодня мои ответы вряд ли будут шире тех вещей, которые давно стали доступны и понятны общему пониманию. Казахстанцы уже достаточно ясно видят и понимают связь явлений в социально-политическом устройстве страны и давно осознают, как и в чьих интересах эти явления происходят. Тем более, что жизнь с каждым днём настойчиво преподносит нам красочные иллюстрации того, что существующий политический строй глубоко несправедлив, антинароден по своему содержанию. И самое главное - что он находится в очевидном эволюционном тупике.
Многие годы аналитики и эксперты как оппозиционного толка, так и те, что находятся внутри власти, настойчиво перечисляли те угрозы, которые неизбежно реализуются, если не будут коренным образом изменены принципы политического управления в стране. Власть оставалась глуха, и эти угрозы стали подниматься на поверхность одна за другой. Причём их публичное проявление происходит в одной из самых оскорбительных и низменных форм - в виде откровенного абсурда, замешанного на человеческих трагедиях.
С горьким смехом сегодня наблюдает общество за клиническим поведением и высказываниями чиновников различного ранга, за откровенной абсурдизацией национальных интересов во внешней политике, за парадоксальным поведением ключевых институтов экономического управления, за низменными, шакальими проявлениями культа личности. А мы понимаем, что за этим смехом стоят очень сильные эмоции разочарования, и если хотите, даже отчаяния людей, сохранивших, к счастью, хоть толику здравого смысла.
Всё больше витает над страной, я бы сказал, ужасная эмоция, которая звучит как: "нужно срочно уезжать из страны, ничего хорошего эти процессы в будущем не сулят". И то, что в обычное время звучало как откровенное гражданское предательство, в настоящий момент, увы, наоборот - звучит как попытка сохранить свое достоинство, не предать свои собственные жизненные принципы и ценности. Те ценности, которые страна перестала с тобой разделять.
Где-то я слышал данные о том, что количество казахстанцев - соискателей американской грин карты зарегистрировано сегодня около 250-ти тысяч! Четверть миллиона человек! И это только тех, кто видит для своей эмиграции американское направление. Но ведь есть еще Европа и другие страны - сколько людей "работают" над переселением туда - страшно себе представить.
Это данные, которые далеко не присущи стране, в которой все благополучно, а скорее той, в которой свирепствует гражданская война.
"Беглецы" из страны были и раньше. Но они в основном были представителями того класса, который замечательно нажился на национальных богатствах, на прислуживании режиму, и потом получил шикарную материальную возможность перестать "целовать попу" путем просто физического отдаления от этой самой "попы". В сущности, их богатство и отражает стоимость таких поцелуев - чем выше рангом, тем дороже поцелуи и выше материальные блага.
Сегодня паника эмиграции охватила те слои, которым не светит благополучный и комфортный переезд на берега женевских озёр. Весь ужас заключается в том, что они готовы на бегство не просто ради безопасности. Чаще всего для того, чтобы на фоне абсурда попытаться сохранить рассудок или хотя бы классическое "будущее своих детей".
А еще более ужасно то, что на самом деле подавляющее большинство из этих людей никуда не поедет, не сможет сделать решительный шаг, не осилит материально, не рискнет. Но на деле акт эмиграции уже состоялся в сознании. Вот, что наиболее катастрофично. Потому что речь идет не о мелких предателях Родины и отдельных истеричных личностях, а о целых социальных массивах, которых казахский политический режим систематично лишал и, наконец, лишил-таки социального оптимизма.
И вы знаете, опыт общения говорит мне, что такими настроениями охвачены далеко не те, которых принято считать "простыми людьми". Напротив - состояние "внутренней эмиграции" очень характерно для самих членов вертикали власти. Причем чем выше рангом, тем более квалифицированна социальная апатия. Она начинается фактически прямо за дверью служебного кабинета президента.
Послушайте, что может быть трагичнее для гражданина, мужчины, патриота, нежели крушение смыслов дела его жизни? Нежели понимание того, что годы ушли на погоню за призрачными надеждами, тщетными ожиданиями того, что восторжествовать, в конце концов, должны не корыстные интересы... Ну, или скажем так, не только корыстные интересы. Но все-таки и какие-то профессиональные ценности, интересы ведомства, экономики, общества, государства, нации.
А в итоге что? Эти ценности лишь отпадают по дороге, оставляя страсть наживы не просто на первом месте, но и вообще единственной в шкале ценностей. А когда такое ранжирование ценностей еще и теряет всякое ощущение целесообразности, безопасности и связи с реальностью - это уже не ошибка, даже не свод ошибок. Это уже роковая опасность, увлекающая в пропасть всех - и богатых и бедных, и причастных и отчуждённых.
Я не забыл ваш вопрос об угрозе гибели государственности, просто мы сейчас в некотором роде разбираем эмоциональный фон происходящего.
А в создании этого фона не самую последнюю роль играет идеологическая машина. На первый взгляд в ней ничего не изменилось за годы - всё тот же размеренно-комсомольский оптимизм, рисование глупых, но ярко-оптимистических комиксов о нашей с вами действительности в стиле "ура, у нас всё лучше всех". Цель которых - покой и убаюкивающая уверенность.
Однако, если взглянуть более пристально, мы можем заметить, что идеологическая машина уже несколько лет находится в состоянии дикой истерики. Это она пролетает пять пятилеток за одну, виртуально исполняет какие-то там программы развития, от которых люди становятся прямо молниеносно счастливыми.
В этой жуткой идеологической эклектике благополучно соседствует проект ни о чём "Манлигик Ел", торжества по поводу 550-летия Казахского ханства и потуги снова объяснить, что у казахов до Назарбаева ничего не было;
новости о том, что власть не поступится и пядью Независимости с новостями, что её, эту Независимость сегодня квалифицированно сдали на уровне одного ведомства и надеются, что никто этого не заметил;
странное сочетание того, что мы прошли "долгий путь к демократическому и правовому государству" и осанна "азиатскому обществу", в котором мы, оказывается, всё-таки пребываем;
и тому множество примеров смешения несочетаемого.
И ещё одна новая черта - раньше власть хотя бы пыталась сохранить некое лицо политической порядочности. Непопулярные меры и неудачи как минимум замалчивались, нарушению норм демократии пытались дать некие объяснения в целесообразности, пытались не давать прямых обещаний, избегали просто прямого вранья.
Сегодня идеологи ступили на уровень прямой и наглой бравады, цель которой максимально продемонстрировать полное пренебрежение общественным сознанием, что, видимо, должно обозначить торжество полной и безоговорочной победы власти над ним.
"Девальвация? Да не будет её! Вообще не будет! Обещаю, как кандидат".
"Автократия? Да перестаньте - у нас самые честные и прозрачные выборы в мире".
"Курс тенге упал катастрофически? Ну, это значит, что мы просто начали стремительно богатеть!"
Теперь о признаках угрозы потери государственности. Самый главный из них очевиден - властью в стране обладает та политическая сила, которая официально полностью поддерживает курс Кремля на создание новой Евразийской конфедерации, в которой Независимости Казахстана места нет. Поддержка кремлевской инициативы о евразийской интеграции, повторю, это официальный курс правящей партии «Нур Отан» и ее лидера.
Все эти экивоки и заверения о том, что речь идет только о неком экономическом уровне интеграции, который будто бы совсем не угрожает нашей Независимости - давайте оставим для глупцов, которые, раскрыв рот, верят в любую белиберду, исходящую из уст акординских политиков. Ведь это, в конце концов, их лозунг "вначале экономика, а потом политика", согласно которому в этом контексте мы сначала утеряем экономическую Независимость, а утеря политической произойдет почти автоматически.
И это мы с вами говорим только о формальной, публичной стороне вопроса. На деле там даже и пользой для экономики никогда не пахло с периода открытия Таможенного союза, и не будет пахнуть. Официально из уст экспертов звучат многомиллиардные суммы потерь, которые претерпел Казахстан в результате этой внешнеполитической авантюры.
Да, мы прекрасно видим и осведомлены, что когда Акорда узрела тот реальный уровень утери государственности, она начала осуществлять некоторые попытки "отыграть назад". Но и это происходит отнюдь не потому, что Независимость нации неожиданно обрела черты фундаментальной ценности. Просто проявились чисто экономические угрозы для материального положения власти предержащей. Угроза ее независимой политики ограбления национального достояния Казахстана. И не более того.
Самое ужасное, на мой взгляд то, что на фоне того, что в стране существует политическое течение, официальной целью которой является утеря Независимости, в стране не сформировался политический слой, который бы наоборот - её ценности бы отстаивал. Возможно, это произошло потому, что в обществе должен быть социальный слой населения, для которого защита национальных интересов является естественной функцией. Скажем, национальная буржуазия или национальный средний класс. А они у нас не существуют или пребывают в зачаточном состоянии. Да что уж там - стоят, подняв лапки на службе у власти. Вот это наиболее печально.
Большинство социальных групп настолько прочно интегрировано в этот заговор против Независимости, что до конца сам не представляет, насколько эффективно их конформизм льёт воду на мельницу утери нацией суверенитета.
Однако, сегодня уже в полной мере проявилось то горькое похмелье, в котором оказалось наше общество. Вот он - без прикрас - результат всего нашего развития к тому периоду, в котором предстоит держать один из самых главных экзаменов истории.

- Как превратить Казахстан из сырьевого государства в развитую индустриальную страну с диверсифицированной экономикой? Что нужно сделать для этого? Как поменять систему образования, государственного стимулирования?

Я не думаю, что в рамках одного интервью мы с вами сможем полностью раскрыть идеологию структурной реформы экономики нашей страны. Да это и не нужно. К сегодняшнему дню только в официально выходящих медиа скопился фантастический потенциал концепций, идей и методов, как сделать так, чтобы наша страна от государства, ограбляемого узкой компрадорской верхушкой перешло бы к стадии государства всеобщего благоденствия. Несмотря ни на что, наше общество продолжает рождать тех, кто мыслит масштабно, современно и даже оригинально.
Мы не можем отрицать и того, что и Акорда постоянно находится в поиске новых эффективных путей развития.
Изучение и того и другого массивов приводит к одному конкретному знанию, причем далеко не новому - неважно какие модели, школы способы решений и технологии управления вы применяете. Важно, какими интересами наполнены все эти модели.
За годы работы на государственной службе мне пришлось не только наблюдать, но и тщательно исследовать как, при каких обстоятельствах та или иная прогрессивная идея, ставящая во главу угла национальные интересы, шаг за шагом, по мере своей разработки, а затем и внедрения в жизнь превращается в жуткое подобие себя. И вы прекрасно понимаете, чем корректируются наши законы, программы, стратегии и тактики - сугубо интересами наживы.
Во главе угла, таким образом, всегда стояла и стоит политическая воля правящей группы, которая намеренно лозунгом "вначале экономика, а политика никогда" фактически изолировала весь национальный креативный потенциал от способности реально содержательно влиять на развитие нации.
Поэтому мой ответ на ваш вопрос - не ищите ответов вне изменений политической системы. Любая модель экономики или отдельной отрасли, проговоренная здесь, не имеет никакой ценности, поскольку имеет мизерное количество шансов быть должным образом реализованной в рамках существующей политической системы.
Откройте эти возможности - и вы увидите, насколько мир экспертного знания в Казахстане более интересен, нежели даже чем весь тот массив, который публиковался ранее.

- В Казахстане есть отдельные ученые, мыслители, но нет науки. Хотя на развитие науки и образования выделяются огромные средства, принимаются программы. Почему нет никакого развития науки в Казахстане? Что делать и как ее развивать? Как создать в стране научную среду, без коррупции, без продажи дипломов и ученых степеней, чтобы наука могла реально развиваться, и на свет появились казахстанские инновации? Как удается США создавать айфоны и айпады, но почему этого не может сделать тот же Китай или Индия?

- Давайте не будем столь категоричны, заявляя, что в стране совсем нет науки. Она все-таки в какой-то мере существует. Более того, время от времени умудряется удивлять нас интересными достижениями, иногда даже обладающие международным звучанием.
Тем не менее, соглашусь с вами, что научная среда в Казахстане не является той системой, которая естественным образом воспроизводит научные достижения год от года. Те открытия, о которых я говорю, часто являются еще "остаточным наследием" того, что мы имели раньше.
Я довольно консервативен в понимании того, по каким путям должна развиваться наука в стране. По мне - главное событие в судьбе нашей науки - это ликвидация Академии наук Казахстана. Тогда это было сделано якобы из прагматических соображений, что наука не должна быть вещью в себе, а должна служить в большей степени решению прикладных задач в экономике.
Это слишком узкое, можно даже сказать вульгарное понимание роли науки в обществе. Да, несомненно, прикладной характер должен быть. Прежде всего, в сферах, касающихся научно-технического, технологического прорывов.
Но, на мой взгляд, у науки есть и другая, немаловажная социальная функция - это служить фундаментом для цивилизационного развития общества, в частности, для реализации массовых идей просвещения и просветительства. В целом это призвано формировать у нации общую научную платформу видения мира, тот мировоззренческий фундамент, который не позволяет целым общественным группам скатываться в туман лженаучного, вульгарно-религиозного и суеверно-мещанского поведения.
Сегодня, как никогда в мире усилился религиозный аспект в формировании личности. Но мы с вами сегодня невооружённым взглядом видим, как подходит к религиозному поиску развитая образованная личность, а как это происходит у тех, кто выпал из общенаучной цивилизованной канвы развития. В результате мы получаем в нашем обществе не высокодуховные личности, научное мировоззрение которых обогащено моральными принципами веры, а наоборот - людей, для которых истинное знание все больше подменяется обрядовым формализмом довольно циничного характера.
Ликвидация Академии наук уже начинает играть злую шутку с нашей властью. Вспомните историю с поручением президента разработать некий "канонический" труд по истории Казахстана. Чем она закончилась? Ничем. Просто потому, что "канонические" труды создаются именно в таких авторитетных научных центрах, какой является Академия. В которую входят те ученые, авторитет которых строится на настоящих вкладах в мировую науку, а не на грамотном пиаре на телевидении.
Что касается коррупции в сфере науки и образования... Здесь все предельно ясно - если коррупция и казнокрадство являются основным экономическим принципом общества, то она не может миновать никакую сферу. Поэтому пока она ею остается - будьте готовы к встрече с врачами с купленными дипломами и к "лжеучеными", над которыми смеются международные научные круги.
Здесь не надо путать общемировой тренд в сторону лженауки и околонаучных теорий, все больше приобретающих влияние на телевидении и в Интернете, все больше захватывающих умы... нет, наверное, не умы, а просто сознание массового зрителя и читателя. Конечно, мы не можем оставаться в стороне от таких тенденций. Но здесь мы говорим о том, как именно мы теряем свой цивилизационный код, который годами накапливался в научных центрах прошлого.

Беседовала Инга Иманбай
Продолжение читайте в следующем номере
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментария

Арман 29 июня 2016 11:22
  • Не нравится
  • -1
  • Нравится
Надо возрождать Казакское ханство ! Надо понимать что нам нужен государственный политический СТАТУС . Дастан верно всё пишет и многие об этом говорят , но ни кто не знает как выйти из этой ситуации ! Статус страны нам нужен что бы не потеряться в Евразийском союзе ! Совсем недавно одна из стран с такой же формой правления как республика потеряла свою не зависимость ! Я говорю о Республике Крым !Внутри Евразийского союза мы по своему СТАТУСУ будем выше всех субъектов российской федерации и не забывайте что Россия это на 2/3 Тюрки )) Я тот самый человек который первый политзировал Казакское ханство ещё в 2010 году (вышла книга шежире Чингизиды посвящённая Казакскому ханству я спонсор) . В 2013 году было 300 летие Абылай хана я инициатор и организатор . Я тот который предложил поменять форму правления с республики на монархию (ханство) . после чего на меня начался шквал атак как от людей так и от властей ! Только после того как Путин заявил что у нас не было государственности только после этого люди успокоились кивать в мою сторону ! Мы Казакским ханством закрыли рот российской федерации ! Вы не забыли это ? И почему на тот момент нам пригодилось Казакское ханство ? Почему больше не чем было ответить кроме как что нам 550 лет ! И что мы и есть Алтын Орда (золотая) !
  • Не нравится
  • +1
  • Нравится
Цитата: Арман
Надо возрождать Казакское ханство ! Надо понимать что нам нужен государственный политический СТАТУС . Дастан верно всё пишет и многие об этом говорят , но ни кто не знает как выйти из этой ситуации ! Статус страны нам нужен что бы не потеряться в Евразийском союзе ! Совсем недавно одна из стран с такой же формой правления как республика потеряла свою не зависимость ! Я говорю о Республике Крым !Внутри Евразийского союза мы по своему СТАТУСУ будем выше всех субъектов российской федерации и не забывайте что Россия это на 2/3 Тюрки )) Я тот самый человек который первый политзировал Казакское ханство ещё в 2010 году (вышла книга шежире Чингизиды посвящённая Казакскому ханству я спонсор) . В 2013 году было 300 летие Абылай хана я инициатор и организатор . Я тот который предложил поменять форму правления с республики на монархию (ханство) . после чего на меня начался шквал атак как от людей так и от властей ! Только после того как Путин заявил что у нас не было государственности только после этого люди успокоились кивать в мою сторону ! Мы Казакским ханством закрыли рот российской федерации ! Вы не забыли это ? И почему на тот момент нам пригодилось Казакское ханство ? Почему больше не чем было ответить кроме как что нам 550 лет ! И что мы и есть Алтын Орда (золотая) !

ХАН БАНАН И БАНАНОВАЯ РЕСПУБЛИКА
найман 30 июня 2016 14:36
  • Не нравится
  • +2
  • Нравится
хан ЕБЛАН и ханство БАРАНОВ
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Введите два слова, показанных на изображении: